На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фитсевен

13 подписчиков

Как воспринимать критику — и как на нее правильно реагировать?

В зависимости от индивидуальной реакции, критика может являться как способом саморазвития — так и демотивирующим фактором, лишающим сил двигаться вперед. Особенно если вы в самом начале пути или занимаетесь творческой деятельностью.

Давайте разберем, как же именно надо реагировать на критику — и стоит ли вообще это делать. В материале ниже вы найдете главные советы, помогающие разделить конструктивную критику от банальной попытки завуалированного оскорбления.

// Как правильно реагировать на критику?

Как правильно реагировать на критику?

1. А судьи кто?

Прежде всего, необходимо понять, от кого исходит критика. Значим ли этот человек для вас? Является ли он авторитетом в той теме, о которой говорит? Далее действует простой алгоритм:

  • Если человек значим, но не является авторитетом, проявите такт и деликатность — но в том, что касается сути дела, учитывайте мнение специалистов.
  • Если же человек не значим, но является авторитетом — задайте себе вопрос: «Чему я могу научиться? Как это замечание может усилить меня и улучшить мою работу?»
  • Если человек значим и является авторитетом, просто учтите его мнение. Сделайте работу над ошибками и продолжайте движение.
  • Если не значим, и не является авторитетом — проигнорируйте. Внимание к такому человеку, особенно вовлеченное и эмоционально окрашенное, будет снижать вашу значимость.

2. Отделите форму от содержания

Если критика обидная по форме, но полезная по содержанию, отделите зерна от плевел. Возьмите зерно и позвольте ему прорасти, чтобы усилить вас. При этом форма говорит о говорящем, о его воспитании или эмоциональном состоянии. О вас скажет ваша реакция.

Всегда помните, что так или иначе человек уделяет вам свое время и внимание, так что это косвенно работает на вас. Даже негативные комментарии поднимают ваш пост в ленте.

3. С какой целью человек критикует вас?

Если цель работает в вашу пользу, переформулируйте диалог в конструктив. Напомните себе, что взрослые люди обучаются только рассмотрев идею под разными углами, в том числе и критическими. Так они принимают новую информацию сквозь призму прожитого опыта.

Если цель — унизить вас или реализовать свои потребности за ваш счет, это совсем другая история. Вы не должны отвечать вовсе. Можете перевести тему, обратить все происходящее в юмор или надеть на себя «колпачок». То есть буквально сделать вид, что вы не поняли или увидели комплимент в сказанном, и даже поблагодарить за это собеседника.

4. Не обязательно брать вину на себя

Когда вам дают «обратную связь», есть три способа отреагировать:

  • Не согласиться с вышесказанным.
  • Защитить себя, запросив уточнения, детали и факты, относящиеся к делу вместо общих мест типа «всегда или никогда». Или выводов, сделанных со слов третьих лиц, отсутствующих на встрече.
  • Принять ту часть критики, которая адекватна и относится к делу и изменить то, что в ваших силах.

5. Высшая цель

В ситуациях, когда критика выбивает из колеи, особенно если она публична и неконструктивна, помните о высшей цели. Ради чего большего вы это делаете? Например, выступаете, чтобы дать людям важную информацию. Ваша миссия точно больше, чем конкретное высказывание одного человека в моменте.

6. Включите внутреннего адвоката

Попробуйте услышать, чьим голосом на самом деле говорит ваш внутренний критик. Не голос ли это одного из ваших строгих родителей в детстве?

Постарайтесь выключить своего внутреннего критика по принципу «сейчас для тебя нет времени». Что если пригласить к диалогу внутреннего адвоката и представлять, что бы он сказал бы в вашу защиту. Вы удивитесь, как много свежих аргументов у него найдется в вашу пользу.

7. Критика и публичность.

Чем публичнее вы ставитесь, тем больше у вас критиков. Нравится вам это или нет, все больше людей будут подсознательно хотеть поставить вас на место.

Все больше людей будут стремиться реализовать собственные потребности за ваш счет по принципу проекции или переноса.

Здесь надо понимать, что, становясь публичным, вы открываетесь для разного рода замечаний и комментариев. Как на них реагировать, это уже ваш выбор.

8. Критика и выгорание

Иногда даже малейшая адекватная и вполне конструктивная критика может вывести из равновесия. Здесь на помощь приходит расхожий совет не реагировать моментально.

Также повышенная раздражительность – это сигнал того, что нужно обратить внимание на собственное состояние, отдохнуть и разнообразить впечатления, переведя фокус внимания на что-нибудь другое.

9. Критика и перфекционизм

Помните о зеркальных нейронах. Люди подсознательно считывают ваше состояние и возвращают его вам. Если вы напряжены, ваша аудитория также будет ждать от вас подвоха. Если вы критикуете себя до бесконечности, то это работает как внутреннее приглашение к тому, чтобы вас критиковали и другие.

Тимоти Голви пишет о том, что критика в целом не способствует движению вперед. Мы внутренне сжимаемся, заранее боясь не соответствовать заданной планке, внешней или внутренней.

Результаты гораздо эффективнее, когда мы концентрируемся на процессе и удовольствии от него. Когда мы отмечаем то, что удается. Из позиции безоценочного наблюдателя по отношению к себе и другим людям.

***

Автор: Ирина Куликова
Профессиональный Эриксоновский коуч
@Irina_kulikova_strategy

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх